Совместными
усилиями
к общему успеху
с 1997 года
«Интех ГмбХ»

Топливные элементы –

ситуация в мире
Евросоюз и США уже более 25 лет активно занимаются изучением и развитием технологий альтернативных способов получения энергии. Ниже можно ознакомиться с частичными выкладками аналитиков исследовавших направления и объемы деятельности передовых держав и сообществ в данной тематике.

Информация по эксплуатирующимся установкам на базе топливных элементов мощностью от 250 кВт до 4,8 МВт

Количество запущенных в эксплуатацию установок за 2000-2010 г.г. по годам:

Год Запущено в работу установок Общая мощность
2010 г. 16 шт. 6900 кВт
2009 г. 30 шт. 25650 кВт
2008 г. 21 шт. 15450 кВт
2007 г. 4 шт. 2350 кВт
2006 г. 17 шт. 5250 кВт
2005 г. 13 шт. 3450 кВт
2004 г. 49 шт. 9925 кВт
2003 г. 9 шт. 2200 кВт
2002 г. 12 шт. 902 кВт
2001 г. 4 шт. 1300 кВт
2000 г. 11 шт. 3050 кВт

Количество запущенных в эксплуатацию установок за 2000-2010 г.г. по странам:

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
США 9 шт.   3 шт. 5 шт. 33 шт. 11 шт. 13 шт. 3 шт. 12 шт. 9 шт. 14 шт.
Германия 1 шт.   2 шт.   4 шт.     1 шт. 2 шт.    
Южная корея           1 шт. 1 шт.   5 шт. 18 шт. 1 шт.
Англия                   1 шт.  
Финляндия                   1 шт.  
Канада         1 шт.       2 шт.    
Италия       1 шт.     1 шт.        
Испания         2 шт.            
Бразилия   3 шт.     1 шт.            
Австрия       1 шт.              
Япония   1 шт. 6 шт. 2 шт. 6 шт. 1 шт. 1 шт.        
Швейцария 1 шт.                    
Африка         2 шт.         1 шт.  
Турция             1 шт.        
Словакия     1 шт.                
Россия                      

Количество запущеных в эксплуатацию установок за 2000-2010 г.г. по суммарной мощности:

Итого за 2000-2010 г. в мире в эксплуатацию было запущено установок мощностью от 250 кВт до 4,8 МВт на базе топливных элементов:

Страна Количество введенных в эксплуатацию установок Общая мощность эксплуатируемых установок
США 112 шт. 31327 кВт
Южная корея 26 шт. 33200 кВт
Япония 17 шт. 5950 кВт
Германия 10 шт. 3300 кВт
Бразилия 4 шт. 800 кВт
Канада 3 шт. 2700 кВт
Африка 3 шт. 400 кВт
Италия 2 шт. 1300 кВт
Испания 2 шт. 800 кВт
Англия 1 шт. 30 кВт
Финляндия 1 шт. 20 кВт
Австрия 1 шт. 300 кВт
Швейцария 1 шт. 250 кВт
Турция 1 шт. 500 кВт
Словакия 1 шт. 300 кВт
Россия 0 шт. -

Анализ последней десятилетки наглядно показывает, что если в начале 2000-х годов чаще всего вводили в эксплуатацию установки мощностью от 100 до 300 кВт, то в конце основное количество запущеных установок - это установки мощностью от 2.4 до 4.8 МВт. Это явным образом указывает на то, что установки на базе топливных элементов уже рассматриваются Заказчиками не как средство обеспечения энергоресурсами небольшого локального объекта, а как удачное техническое решение вопроса энергообеспечения для крупных, широкомасштабных предприятий и сооружений взамен устаревших решений на базе газогенераторных и парогазотурбинных установок.

История развития

До первого резкого повышения цен на нефть в 1973 году эффективное энергопотребление не было повсеместно общественной проблемой. До начала 1970-х годов цены на нефть, газ и уголь были относительно дешевыми и стабильными. Тем не менее, нефтяной кризис 1970-х явно показал, что ранее считалось само собой разумеющимся – важная роль энергии в мировой экономике. Борьба за экономию энергии привела к серии новых политических курсов, законов и приказов увеличить эффективность транспортных средств, построек и приборов – особенно в США, Европе и Японии. Япония, остро осознавая свои ограниченные ресурсы, делала особый акцент на эффективности. Франция создала отдельное агентство по продвижению/поддержке эффективности энергопотребления. США ввели стандарт по эффективному использованию автомобильного топлива и начали внедрять стандарты для оборудования.

Финансирование исследований

С 1986 года ЕС профинансировал около двухсот проектов, основанных на изучении водородных технологий и топливных элементов, затратив на это более 550 000 000 EURO.

Эти проекты и проведенные исследования расшили знания в следующих областях:

  • Производство водорода, в том числе и из возобновляемых источников
  • Распределение водорода
  • Хранение водорода
  • Более долговечные, надежные и экономически эффективные топливные элементы
  • Интеграция топливных элементов в стационарные энергетические объекты высокой мощности
  • Развитие гибридных транспортных средств
  • Определение наиболее целесообразной стратегии перехода объектов промышленности на использование "чистой энергии" от водородных технологий и получаемая от этого выгода

Эти проекты объединили различные организации, действующие в той же научной области.

Совместная работа и обмен опытом способствовали развитию дальнейших отношений между компаниями участниками и после завершения исследований что, безусловно, способствовало высокоскоростной модернизации, построения эффективных стратегий развития отраслей промышленности в целом.

Рисунок: Патенты, заявленные в 1м полугодии 2005 национальным патентным бюро первой публикации. Данные из Химической реферативной службы и базы данных.

Положение дел сегодня

Рисунок: Распределение заявок на патент в области химических технологий топливных элементов между национальными патентными бюро, 1я половина 2010г.

На сегодняшний день в ЕС и США происходит глобальная модернизация существующих систем энергообеспечения, на нижеуказанных картах представлена информация отражающая степень внедрения инновационных энергетических технологий на базе топливных элементов и водородной энергии на промышленных и жилых объектах.

США + Япония

Соединенные Штаты Америки и Япония сегодня в два раза энергоэффективней, нежели они были в 1970 г, если измерять использование энергии на единицу валового внутреннего продукта. Пока что по статистике можно увидеть, что тенденция, навстречу большей эффективности стимулированная в 1970-е понижалась в 1990-е, в эру относительно низких цен на энергию. Соединенные штаты используют сегодня на 1/3 энергии больше по сравнению с нефтяным кризисом 1973 г., но экономия в реальных условиях больше в 2,5 раза. Таким образом, количество энергии, необходимое для производства доллара ВВП снизилось почти на половину. Если энергоэффективность США была бы такой же, как в 1972 году, она использовала бы в два раза больше энергии, чем используется сейчас, и в количестве грубо равным энергопотреблению Европы, Китая, Индии и Японии вместе взятых. Похожее снижение в энергоэффективности случилось в других частях мира.

Канада

В 1982 году Канадский Национальный совет по научным исследованиям запустил программу "NRC Fuel Cell" от имени Ассоциации по защите Природных ресурсов Канады (NRCan). По данной программе был куплен и установлен фосфорно-кислотный топливный элемент мощностью 40 кВт, который работал в период с 1982 до 1995. Вторым проектом стала разработка мембранного топливного элемента с полимерным электролитом.

Министерство Национальной Обороны в Канаде поддерживало разработки в области топливного элемента. В 1980-ых годах Министерство Национальной Обороны занималось топливным элементом в своем научно-исследовательским центром в Оттаве, а университет Торонто вел разработку щелочного топливного элемента для применения в транспорте. В период с 1994 по 1998, Канадское командование ВМС инвестировало 4 800 000,00 Cdn$ в производство топливного элемента мощностью 50 кВт, а позже еще 75 000 000,00 Cdn$ для производства системы мощностью 250 кВт для ее установки на подводной лодке. Канадская армия также интересуется силовыми установками, которые используются в в военных машинах GM. Канада оценивает возможность установить топливный элемент на своих бронированных машинах LAV-3.

За прошлые два десятилетия частная промышленность стала сильнее привлекаться к данной работе и при постоянной поддержке правительства, сделала Канаду мировым лидером в области разработки и реализации топливных элементов и сопутствующих продуктов.

Первым в мире демонстрационным транспортным средством, работающим исключительно за счет топливного элемента, был 10-метровый междугородный автобус, разработанный в 1993.

Канада давно начала демонстрировать водородные и топливные элементы. В 1993 был показан первый в мире автобус на базе топливного элемента, а в 1996 был представлен автобус второго поколения. После успеха первых автобусов на топливном элементе в 1997 началась демонстрация автобусного парка, который объединял многочисленные технологии водородного топливного элемента и доказывал, что топливные элементы и вспомогательные компоненты могут функционировать как система. Основные моменты включают:

  • Первый в мире автобус на топливном элементе: 1993 г, 20-ти местный, двигатель на топливном элементе мощностью 120 кВт с запасом на 160 км
  • Автобус второго поколения в 1996, первый в мире 40-футовый автобус на топливном элементе, двигатель на топливном элементе мощностью 205 кВт, с запасом на 400 км
  • Демонстрация в Чикаго/Ванкувере: первая демонстрационная программа парка автобусов: двигатель на топливном элементе мощностью 205 кВт с динамическим торможением

В 1998 сразу несколько компаний объединились для создания полноразмерного 12-метрового электрического автобуса, работающего на водородном топливном элементе.

В период с 1999 по 2001 г, международные операторы имели в распоряжении шесть таких автобусов в Ванкувере, Британской Колумбии, и в Чикаго, Иллинойс. Эти шесть автобусов с топливом в сжатых водородных баллонах (с запасом около 400 км между станциями дозаправок), проехали более 118 000 км и перевезли более 200 000 пассажиров за время своего успешного испытания. Информация и опыт, полученные во время данного проекта, помогли в разработке двигателя следующего поколения, вес которого на 50 % был меньше предыдущего.

Канадская инициатива транспортного союза топливного элемента ("Canadian Transportation Fuel Cell Alliance initiative") основное внимание уделяет демонстрации различных комбинаций топлива и систем заправки для маломощных, средних и мощных транспортных средств. Кроме того, проект демонстрации транспортных средств на топливных элементах представил третье поколение топливного элемента, предназначенных для маломощных транспортных средств. Пять транспортных средств начали ездить в Ванкувере в начале 2004 года. Проект находился под руководством ассоциации топливных элементов Канады (Fuel Cells Canada) и финансировался Ассоциацией природных ресурсов Канады (Natural Resources Canada), правительством Британской Колумбии и Национальным научно-исследовательским советом. Результаты демонстрационного проекта были использованы для дальнейшего технологического развития. Проект длился три года с бюджетом порядка 5 800 000,00 $.

США и Канада хорошо продвинулись в подготовке дорожных карт для введения водородных и топливных элементов. Канадская программа водородного транспорта и инфраструктуры включает станции дозаправки (различные местоположения и различные компании), и работу над крупномасштабным устройством для электролиза воды, водородными компрессорами до 700 бар, установками для подачи водорода, средствами управления, а также нормами и стандартами.

В настоящее время правительственная инициатива ecoENERGY Technology Initiative Канады инвестирует 8 800 000,00 $ в следующие 10 проектов, которые буду осуществляться совместно с рабочими группами специалистов компаний участников проектов:

  • Водородное шоссе (Hydrogen Highway)*, Британская Колумбия
  • Ванкуверская программа транспорта на топливных элементах (Vancouver Fuel Cell Vehicle Program)*, Британская Колумбия
  • Тихоокеанская станция заправки водородным топливом (Pacific Spirit Hydrogen Fuelling Station), Британская Колумбия
  • Проект аэропортов, Британская Колумбия и Квебек
  • Станция заправки водородным топливом в Виктории (Victoria Hydrogen Fuelling Station), Британская Колумбия
  • Комплексный проект утилизации отработанного водорода (Integrated Waste Hydrogen Utilization Project), Британская Колумбия
  • Водородное шоссе Саскачевана (Saskatchewan Hydrogen Highway), Саскачеван
  • Водородная деревня (Hydrogen Village)*, Онтарио
  • Станция заправки водородным топливом в Оттаве (Ottawa Hydrogen Fuelling Station), Онтарио
  • Водородное шоссе о. Принца Эдуарда (PEI Hydrogen Highway), остров принца Эдуарда

* Данные проекты находятся под руководством Канадская Ассоциации Водорода и Топливного элемента.

Научные исследования

Длительные НИОКР важны в связи с развитием и коммерциализаций продуктов и систем топливных и водородных элементов. В 2001 расходы на НИОКР были значительно выше, чем доходы, достигавшие 179 миллионов $, и составляли почти 100 000 $ на сотрудника. Ключевые источники капитальной научно-исследовательской деятельности поступили от партнеров альянса развития. Этот сектор - существенный игрок в сфере инноваций Канады. В 2001 расходы на НИОКР в секторе топливных и водородных элементов были схожи с расходами на канадскую автомобильную промышленность, несмотря на 92 000 000 000,00 $ продаж и 132 000 служащих автомобильной промышленности. Западная Канада обеспечила 87% расходов на НИОКР в 2001.

Традиционно большая часть НИОКР выполняется на корпоративном уровне, часто с поддержкой со стороны федеральных или местных властей. Продолжающаяся институциональная научно-исследовательская деятельность выполняется в CANMET (Природные ресурсы Канады), Канадский водородный институт в Trois-Riviиres и недавно в Институте инновации топливных элементов Научно-исследовательского совета в Ванкувере. За эти годы небольшое количество канадских университетов реализовало научно-исследовательские проекты на тему, связанную с топливными и водородными элементами. Эта деятельность, как ожидается, увеличится за последующие несколько лет.

Местные власти в Канаде, в частности федеральное правительство, осуществили значительные инвестиции в промышленность топливных элементов – около 150 000 000,00 $ за последние 20 лет. Однако уровень поддержки за последние годы отставал от потребностей промышленности и инвестиций, осуществляемых другими странами. Например, Япония реализовала 28-летнюю программу Мировая энергосистема (WE-NET), которая инвестирует 3 100 000 000,00 $ НИОКР в топливные элементы и водородную экономику, а также в субсидии, налоговые льготы и другие программы финансирования.

США делает существенные инвестиции на федеральном уровне (если включить все соответствующие проекты, такие как топливные элементы, для производства энергии и транспорта, то по приблизительным расчетам вклад в исследование и разработку водородных и топливных элементов может достигнуть 188 миллионов долларов в 2000 году) и на государственном уровне посредством субсидий покупателей и компаниям, торгующим топливными элементами в виде грантов на местоположение. Государственные и местные правительства, например, выдали компании Siemens Westinghouse 7 200 000,00 $ на строительство своего постоянного завода по производству топливных элементов в Питтсбурге.

Другие юрисдикции бросают вызов лидирующему положению Канады в разработке и коммерциализации топливных элементов. Осознавая существенные выгоды, получаемые от успеха, правительство и заинтересованные лица в промышленности в других странах разработали политику и программы, которые активно поддерживают разработку топливных элементов и доступ к рынку для их собственных компаний и учреждений.

Корея

Корея является ведущей страной - разработчиком топливных ячеек, опирающейся на сильную правительственную поддержку. По прогнозам корейских аналитиков, промышленность топливных элементов трудоустроит 8 000 сотрудников в 2012 году и 71 000 сотрудников в этой области к 2030 году. Это согласуется с программой национализации совместных предприятий промышленности топливных элементов в Корее к 2012 г. и учреждением внешних рынков после 2012 г., с целью занять 20% мирового рынка к 2020 году. Южнокорейское правительство стремится быть одним из мировых лидеров в производстве топливных элементов – что ведет к появлениям новых рабочих мест, приблизительно в 150 корейских компаниях, которые, как ожидается, будут частью цепи поставок. По прогнозам, многие рабочие места будут в сфере производства, поскольку ряд корейских компаний поставили перед собой четкую цель быть ключевым звеном систем в будущем. Рабочие места в области установки и обслуживания, как ожидается, будут созданы на корейском внутреннем рынке. Приблизительно 210 единиц PEM были отгружены в 2009 г. В настоящее время большое количество установок импортируется из Японии, хотя ситуация может измениться. Прогнозы Кореи - выпустить 1 000 единиц топливных элементов CHP с в следующем году и 1 000 транспортных средств с топливными элементами ежегодно к 2012-14 годам, выглядят достижимыми в настоящее время.

Япония

Министерство экономики торговли и промышленности (METI) объявило в начале 2010 года о продолжении поддержки использования топливных элементов в транспортных средствах и домах через субсидии на технологии PEM, особенно на фундаментальном уровне катализатора. Бюджет METI на 2010 составляет около 14 000 миллиардов иен (GBP 100 миллиардов). Около 5 миллиардов иен (35 миллионов) были ассигнованы на продвижение топливных элементов PEM (новый пункт в бюджете).

Главный заголовок в автомобильной сфере - к 2015 году Япония стремится выпустить на дорогу 2 000 транспортных средств с топливными элементами и 15 водородных заправочных станций; 2 миллиона транспортных средств к 2025 году, с 1 000 станций дозаправки водорода. Это соразмерно с запланированным выпуском в Соединенных Штатах к 2015 году, хотя цель 2025 года может быть более честолюбивой. В настоящее время Хонда выпустила 60 транспортных средств с топливными элементами в Японии, и Тойота, несмотря на существующие проблемы в других областях бизнеса сообщает о политике "бизнес как обычно" для топливных ячеек.

Китай

С конца 1970-х годов Китай является самой быстроразвивающейся в промышленности державой. Сейчас Китай является вторым в мире энергопотребителем, что делает эту страну одним из самых перспективных рынков по внедрению водородных технологий и топливных элементов. Основной областью применения данных технологий в Китае является Транспортная промышленность.

Необходимость поиска и развития альтернативных источников топлива и энергии продиктована Китаю помимо всего прочего ужасающим состоянием экологии, из-за огромного количества выбросов в стране и загрязнениями атмосферы.

Несмотря на то, что научные работы по разработке технологий щелочных топливных элементов для нужд космонавтики в Китае велись еще около 50-ти лет назад, по настоящему мощное научное продвижение началось в 1990-х, после того как различные научные организации начали объединяться воедино в целях совместного изучения технологий топливных элементов.

Такому желанию объединения нескольких научных учреждений связанных одной общей целью, способствовало стремлении Китая, на уровне правительства страны, стать лидерами в научно-техническом прогрессе.

Еще около 10-ти лет назад ни один здравомыслящий человек не мог бы себе даже представить Китай соперником США и другим развитым странам в научно–техническом прогрессе, такое в принципе казалось невозможным. Однако жизнь идет и все меняется, и даже не смотря на то, что кардинальным образом пока ситуация не изменилась, т.е. научная деятельность в Китае до последних лет все таки зависела от импортируемых научных технологий, а о китайской собственной науке и наработках мало что было слышно, научное отставание начало сокращаться очень быстрыми темпами. Уже сейчас ни у кого предположение о не возможности научного соперничества Китая с США и другими развитыми странами в обозримом будущем, уже не возникает.

Направления развития, заложенные китайскими властями в научно-технической сфере, с середины 1990-х гг. (а по некоторым направлениям и с конца 1980-х) сегодня начинают приносить свои ощутимые плоды.

Темпы и тенденции развития наглядно отражены на графике ниже:

В 2006 году расходы на НИОКР в Китае составили 1,42% ВВП, против — 2,61% в США, в Японии и Республике Корея — более 3% (см. рис. 3). По подсчетам международной организации производителей автомобилей в 2006 г. Китай инвестировал около 30 миллиардов евро на научные исследования и НИОКР в целом. В сравнении с развитыми странами, это не очень много.

Однако ситуация меняется кардинальным образом и очень быстро.

К примеру затраты на НИОКР в 1997 г в Китае составляли только 5 миллиардов евро и за менее чем 10 лет Китай увеличил сумму инвестиций в 8 раз.

В былые годы Китай значительно отставал от развитых стран по размерам инвестиций на фундаментальные научно-технические исследования.

В США с начала 50-х и до середины 60-х годов прошлого века эти затраты увеличивались более чем на 10% в год. В 90-х темпы роста еще более возросли, и в 2000 году 18% общих расходов на НИОКР приходилось на фундаментальный сектор. В ФРГ соответствующий показатель равен примерно 20%, во Франции в 1999 году он достигал 24%, а в Китае в 1995 году составлял всего 5,18%, в 2002 году — 5,73%. Не случайно среди 50 ведущих стран мира Китай по способности к техническим инновациям занимал до последнего времени лишь 24-е место, позади Индии и Бразилии. По данным Шведского института управления, на 10 тыс. человек в Китае патентуется 10,8 изобретений, тогда как в Японии 1 737, в ФРГ – 1 534, в Южной Корее — в 50 раз больше, чем в Китае, в Индии — в 40 раз.

В последние время власти Китая осознали, что заимствованные технологии не могут обеспечить стабильного роста конкурентоспособности Китая, не говоря уже о превращении его в ведущую мировую державу. По основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники, страна стала выдвигаться на лидирующие позиции.

Значительно увеличились вложения в НИОКР: в 2006 году они достигли 37,7 млрд долл. (см. рис. 4), что ставит Китай по этому параметру на пятое место в мире. Сверхбыстрыми темпами создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. По числу последних Китай сегодня уступает только США. Для привлечения иностранных ученых создаются китайские технопарки за рубежом.

По числу исследователей Китай также приближается к США. На его долю приходится 14,7% научных сотрудников мира, на долю США – 22,8%, Японии — 11,7%, России — 8,9%. Число дипломированных специалистов в области информационных технологий ежегодно прирастает на 200 тыс. чел., это в пять раз быстрее, чем в США (см. рис. 5).

Проекты, начатые министерством науки и техники Китая 2000-2007 г.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике Основы крупного производства, хранения и перевозки водорода, а также соответствующих ТЭ.            
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике       Фундаментальное исследование производства водорода с использованием солнечной энергии.    
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике           Базисное исследование высокопроизводительной каталитической конверсии природного газа и синтез-газа.
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике   Постископаемый тематический проект по водородной технологии.          
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике   Постископаемый тематический проект по технологии высокотемпературного ТЭ.          
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике   Главная национальная целевая программа для электромобилей.          
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике             Главная нац. программа по энергосбережению и автомобилям на новых источниках энергии    
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике               Ключевая программа по нестандартному производству водорода и высокотемп. ТЭ (PEFC)
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике             Ежегодный тематический проект по водороду и топливному элементу в области энергетики.  
топливные элементы (ячейки), инновации в энергетике               Ежегодный тематический проект по водороду и ТЭ в области энергетики.

В плане долгосрочного научно-технического развития на период с 2006 по 2010 г. первостепенное значение было уделено развитию энергетических технологий. В Китае основное внимание уделяется исследованиям в области перехода от органического топлива, биологических и возобновляемых источников энергии к технологиям на основе водорода и высокоэффективным технологиям хранения, передачи и распределения водорода. Одновременно в Китае проводятся исследования в области технологий производства основных и ключевых компонентов топливных элементов, интеграции батарей топливных элементов, производства электроэнергии топливного элемента и автомобильных энергосистем топливного элемента.

В 2008 г. Китай продолжал проводить активную модернизацию производств в направлении энергосбережения. В частности, на эти цели было выделено 5 млрд. Евро, которые пошли на научно-техническое развитие. Кроме того, в практическом плане отменены льготные тарифы на электроэнергию для энергозатратных производств.

11-ая программа пятилетки Китая (2006-2010 годы) сменила акценты и приоритеты, в зависимости от потребностей развития национальной экономики. Одиннадцатый план на пятилетку призывает к сокращению удельного энергопотребления в китайской экономике, измеренного как единицы энергии, используемые на единицу ВВП, на 20% в пятилетний период с 2006 по 2010.

В рамках плана 11-ой пятилетки, программа развития наметила 10 специальных областей, включая энергетическую технологию. В области энергетики имеются 4 приоритетных технологии:

  • водород и топливные элементы
  • энергосбережение
  • чистый уголь
  • возобновляемые источники энергии

172 000 000 USD были инвестированы в эти приоритетные направления за то период, при этом технологии связанные с водородом и энергоэффективностью получили львиную долю финансирования.

По неофициальным данным в ходе одиннадцатой пятилетки, например, правительственный вклад в развитие мер по повышению эффективного использования энергии и охране окружающей среды в размере 200 млрд. RMB (юаней) привел к необходимости дополнительных вложений в размере 2 триллионов RMB в экономическую детальность. По заявлению правительства инвестиции Китая в сферу защиты окружающей среды в двенадцатой пятилетке превысят 3 триллиона RMB, при росте промышленности на 15-20 % в год и большим потенциалом для международного сотрудничества.

В 2010 г. в Китае было завершено создание новой национальной научно-исследовательской системы, а также в основном было достигнуто органическое сочетание науки и техники с экономикой.

С такой государственной поддержкой и темпами развития у Китая определенно есть все шансы стать крупным игроком в будущей промышленности топливных элементов.

Индия

На сегодняшний день в Индии осуществляет научную деятельность Индийский Национальный Комитет Водородной Энергетики. В 2005 году им был разработан "Национальный План Водородной Энергетики". Согласно которому инвестиции в данное направление промышленности до 2020 года составят порядка 5 600 000 000,00 USD. Из них часть будет выделена на исследования и демонстрационные проекты, а оставшиеся средства пойдут на строительство инфраструктуры по производству, транспортировке, хранению водорода.

В плане — к 2020 году вывести на дороги страны 1 миллион автотранспортных средств, работающих на водороде. Также к 2020 году планируется завершить строительство 1000 МВт водородных электростанций.

Сингапур

Под воздействием правительства в Сингапуре был создан Научный центр SINERGY, занимающийся изучением вопросов развития энергетических технологий, целью которого является сделать Сингапур ведущей страной в развитии альтернативной энергетической технологии. SINERGY также является вложением правительства в продвижение исследований и разработок более чистой энергии и тестовое испытание в автомобильной и стационарной области применения.

Россия

На сегодняшний день Россия является самым перспективным и рентабельным рынком для внедрения технологий топливных элементов. Россия – одна из богатейших стран мира по энергетическим ресурсам. У нее самые большие известные запасы природного газа среди всех стран, вторые по величине запасы угля и восьмые – нефти. Россия также находится в первой пятерке мировых производителей электроэнергии и является главным экспортером ископаемых видов топлива, а именно природного газа, в Европейский союз.

Наряду с Бразилией, Индией и Китаем страна возвращается к быстрому экономическому росту, который наступил после короткого периода спада. Относительно системы поставок топливных ячеек, у России непревзойденная база энергетических и природных ресурсов, профессиональный научно-исследовательский опыт, получаемый в течение нескольких десятилетий (в основном, через военно-промышленный комплекс в период Советского Союза), растущая отрасль производства комплектующих и несколько ниш четкого целевого применения. Однако в России практически отсутствуют коммерческие компании, занимающиеся топливными элементами, разработкой, сборкой и поставкой энергосберегающих установок на их основе и очень небольшое желание государства заниматься внедрением данных технологий в свои промышленные комплексы. Доминирование традиционных энергоносителей в структуре энергетики и метод нисходящего проектирования в производстве и системе поставок также являются существенными барьерами для внедрения современных инновационных энергетических технологий.

По мнению западных экспертов

Политика эффективного использования энергии и природных ресурсов последнее время критиковалась Программой Развития ООН из-за усугубления симптомов "голландской болезни", т.е. потери конкурентности во всех не сырьевых отраслях. Хотя это, во многом, движущаяся цель, но если так пойдет дальше, то при текущих скоростях добычи сырья, его использовании и экономических условиях российская нефть и газ будут исчерпаны примерно через 22 года и 10 лет соответственно, учитывая, что будут приниматься меры по уменьшению энергопотребления, а также по децентрализовыванию экономики, уменьшая в ней долю энергетики и ресурсодобычи. Большая степень географической централизации в Российской экономике (одна только Москва насчитывает около 23% ВВП, с разницей в уровне доходов в 44 раза между самыми богатыми и самыми бедными 10% населения) также указывает на необходимость стимулировать инновации в экономике в регионах и очень широких масштабах.

В последнем докладе Программы Развития ООН имеется заключение, что хотя производство энергии и добыча ресурсов послужили причиной относительного процветания в России за последние десять лет, они же могут стать разрушительными для долгосрочного здоровья экономики.

В перспективе

Такие темпы развития промышленности в США и ЕС, в сочетании с готовностью и большим желанием государства и частных компаний вкладывать колоссальные средства в финансирование исследований передовых технологий, по поиску альтернативных видов топлива, приведут в скором времени к быстрому росту экономики и промышленности.

Отсутствие на сегодняшний день инициативы у стран СНГ к развитию и внедрению подобных технологий на своих промышленных рынках, будет способствовать значительному увеличению их отрыва в экономическом и промышленном развитии от стран ЕС и США в уже недалеком обозримом будущем.

Контакты компании