Ионно-литиевые и литиево-полимерные аккумуляторы практически достигли границ своих возможностей. Батарейного блока современного ноутбука, используемого для просмотра DVD-диска, хватает чуть более чем на час, чего явно недостаточно. На фоне таких ограничений значительно вырос интерес к альтернативным инновационным источникам энергии, наиболее перспективными из которых выглядят топливные элементы. Одним из важнейших параметров является удельная энергоёмкость, т.е. электроёмкость, доступная на единицу массы накопителя энергии. На графике выше показаны несколько технологий хранения и преобразования энергии с соответствующими значениями удельной энергоёмкости.
Переносные источники питания на топливных элементах характеризуются высоким уровнем энергосбережения. В основном они построены по технологии (ПОМТЯ). Самые маленькие из них предназначены для использования вместо батарей в мобильных телефонах, ноутбуках и других портативных электронных устройствах. Мощность их невелика, не более 100 Вт. Их основное инновационное энергетическое преимущество заключается в использовании метанола - дешёвого жидкого топлива, которое очень легко перевозится, хранится и распределяется и, к тому же, имеет крайне высокую удельную энергоёмкость.
В некоторых сферах деятельности эффективная метанольная инфраструктура существуют уже на потребительском уровне: так, все мы пользуемся жидкостью для омывателя ветрового стекла. В настоящее время в США создана базовая инфраструктура для распределения метанольных картриджей во всём мире. Эти картриджи уже имеют сертификаты ведущих надзорных органов и разрешены к перевозке на борту самолётов. Себестоимость картриджа, содержащего около 140 Вт-ч электрического эквивалента (ок. 100 г метанола), при массовом производстве составляет менее 1 евро, что позволяет продавать его за 2-3 евро.
Основные преимущества:
Переносные устройства на топливных элементах с прямым окислением метанола (ПОМТЯ)
Огромный интерес в мире проявляется к инновационным энергетическим системам на топливных элементах с прямым окислением метанола (ПОМТЯ) для применения в энергетике малой мощности. За последние годы были опубликованы тысячи документов и патентов, и фактически, каждый крупный производитель бытовой электроники, по меньшей мере, включил метанольные топливные элементы в свою программу НИОКР. Одновременно с этим, первые продукты с топливными элементами с прямым окислением метанола, появились на потребительском рынке. Топливный элемент с прямым окислением метанола является разновидностью топливного элемента с мембраной обмена протонов (МОПТЯ), в которой топливо, метанол, предварительно не разлагается с выделением водорода, а поступает в элемент напрямую.
Поскольку метанол поступает в топливный элемент напрямую, каталитический риформинг (разложение метанола) не нужен; хранить метанол гораздо проще, чем водород, поскольку нет необходимости поддерживать высокое давление, так как метанол при атмосферном давлении является жидкостью. Энергетическая ёмкость (количество энергии в данном объеме) у метанола выше, чем в таком же объеме сильно сжатого водорода. Например, современные баллоны высокого давления, позволяющие хранить водород при 800 атм., содержат 5-7 весовых % водорода по отношению к общей массе баллона. При подсчете такого "водородного" эквивалента для метанола получается 13%. Такая энергоёмкость является максимальной из всех известных систем хранения топлива для топливных элементов и позволяет обеспечить высокий уровень энергосбережения.
Инновационные топливные элементы с прямым окислением метанола идеально подходят в качестве надёжного источника энергии для мобильных и переносных устройств мощностью до 250 Вт. Они получили широкое распространение во всём мире в качестве эффективного источника энергии для досуга и отдыха, электротранспортных средств, неэлектрофицированного промышленного оборудования, а также мобильной и стационарной аппаратуры специального назначения.
Первая группа источников энергии включает в свой модельный ряд 5 типоразмеров устройств.
Область применения:
Источники предназначены исключительно для областей применения, связанных с досугом и отдыхом. Они служат источниками электрического тока для устройств, установленных в передвижных домах, в трейлерах, на парусных лодках и в дачных коттеджах – тихие, надёжные и полностью автоматические.
Технические характеристики
Модель | 600 | 900 | 1200 | 1600 | 2200 |
---|---|---|---|---|---|
Номинальная мощность | 25 Вт | 38 Вт | 50 Вт | 65 Вт | 90 Вт |
Зарядная ёмкость в день | 600 Вт-ч (50 А-ч) | 900 Вт-ч (75 А-ч) | 1200 Вт-ч (100 А-ч) | 1600 Вт-ч (130 А-ч) | 2160 Вт-ч (180 А-ч) |
Номинальное напряжение | 12 В | 12 В | 12 В | 12 В | 12 В |
Зарядный ток при 12 В | 2,1 А | 3,1 А | 4,2 А | 5,4 А | 7,5 А |
Расход метанола | 0,9 л/кВт-ч | 0,9 л/кВт-ч | 0,9 л/кВт-ч | 0,9 л/кВт-ч | 0,9 л/кВт-ч |
Совместимые аккумуляторы | Свинцовые перезаряжаемые аккумуляторы 12 В (свинцово-кислотные или свинцово-гелевые) | ||||
Уровень звукового давления на расстоянии 7 м | 23 дБ (А) | ||||
Вес | 6,5 кг | 6,6 кг | 7,6 кг | 7,9 кг | 7,9 кг |
Рабочая температура | -20... +40°С | ||||
Размеры корпуса | (Д х Ш х В) 43,5 х 20,0 х 27,6 см | ||||
Топливный картридж | С5 | С10 | |||
Ёмкость топливного картриджа | 5 литров | 10 литров | |||
Вес | 4,3 л | 8,4 л | |||
Зарядная ёмкость | 5,5 кВт-ч 460 А-ч при 12 В |
11,1 кВт-ч 925 А-ч при 12 В |
Область применения: предназначена специально для использования профессиональными и правительственными организациями для использования в неэлектрофицированных мобильных и стационарных установках и являются стопроцентно надёжными источниками тока для устройств дорожно-транспортного контроля, систем безопасности и наблюдения, дистанционных приборов наблюдения, систем измерения и передачи данных.
Серия включает четыре модели: FC1-600, FC1- 1200, FC1-1600 и FC1-2200 с зарядной ёмкостью от 600 до 2160 Вт-ч/день.
При необходимости можно достичь большей выходной мощности, за счёт одновременного использования нескольких источников.
Область применения: мобильное и не требующее технического обслуживания комплексное решение проблемы источника электроэнергии в неэлектрофицированной местности, безотказно вырабатывающее энергию в любое время и в любом месте, надёжно функционирует в любую погоду и в любое время года и при необходимости могут использоваться даже под землёй.
Они особенно незаменимы на неэлектрофицированных островах, где нет распределительных щитов.
Серия FC2 отличается мобильностью и допускает комплектацию любыми моделями источников серии FC1, любыми топливными картриджами и аккумуляторами различного типа.
Область применения: предназначена для использования в качестве мобильного источника энергии в патрульных автомобилях, в автомобилях МЧС и аварийно-ремонтных служб. Он может служить в качестве мобильного или стационарного зарядного устройства для любых аккумуляторов и подходит для питания систем наблюдения и другого оборудования, установленного в автомобиле.
Для переноса источника требуется только один человек. При необходимости источник может использоваться и в полевых условиях.
Основное преимущество FC3 перед классическими источниками питания (например, генераторами) - его бесшумность и, следовательно, отсутствие опасности обнаружения. Кроме того, он экономно расходует топливо и весит как минимум в 30 раз меньше, чем свинцовые батареи.
Область применения: переносной источник электроэнергии разработан для использования в полевых условиях. Источник, а также картриджи к нему, легко помещаются в кармане одежды и служат источником энергии для различного оборудования, такого как приборы ночного видения, GPS- и радиосистемы, ноутбуки и т.д. Источник FC4 весит всего лишь 1 кг, т.е. на 80% меньше обычных аккумуляторов.
Область применения: особо прочная модель служит источником тока для оборудования, установленных в автомобиле, такого как ноутбуки, коммуникационные, навигационные системы и т.д.
Новым словом инновационных энергетических технологий в области получения энергии являются твердокислотные топливные элементы (ТКТЯ), как разновидность топливных элементов с мембраной обмена протонов (МОПТЯ).
Переносные источники на этой технологии используют в качестве топлива дизельное топливо. В состав устройства входит блок холодного риформинга дизельного топлива. Это – уникальная разработка, позволяющая испарять и смешивать дизельное топливо с воздухом и паром, достигая высокого уровня энергосбережения. На выходе устройства получается водород, CO2 и тепло. Благодаря высокой эффективности устройства выход CO2 существенно ниже, чем у обычных двигателей внутреннего сгорания. А такие составляющие дизельных выхлопных газов, как частицы дизельного топлива, сажа, NOx, CO вообще отсутствуют. Также отсутствует дым и запах.
Водород затем подается на модуль, состоящий из собранных в сборки твердокислотных топливных элементов.
Мощность одной сборки - 250 Вт. Сборки твердокислотных топливных элементов могут собираться в модули мощностью около 1 кВт.
Сочетание двух инновационных технических решений позволит получить легкие и недорогие вспомогательные источники энергии.
Особо важным является то, что твердокислотные топливные элементы могут работать на водороде с большим количеством примесей. Для большинства остальных типов топливных элементов эти примеси являются ядом, т.к. они могут использовать только высокочистый водород.
Переносная установка электропитания имеет электрическую мощность 1 кВт и использует дизельное топливо.
Область применения:
на автомобильном и морском транспорте в домохозяйствах, системах телекоммуникации, мобильных рефрижераторах, в качестве резервных источников питания и ИБП, переносных теплоэнергетических установок.
Преимущества переносных источников энергии на топливных элементах:
Технический департамент: info@intech-gmbh.ru, тел. +7 (499) 261-08-45.
Центральный сайт компании Интех ГмбХ
Филиал компании в Казахстане – ТОО "Интех СА